Вторник, 10 Сентябрь 2013 08:41

Езда между рядов: разумная грань безопасности или нарушение правил.

Всем известно, что зачастую в авариях виноваты сами мотоциклисты. Их стиль вождения мотоцикла действительно способен нервировать значимую часть четырехколесных коллег. Особенно раздражение растет в душах тех, кто во время учебы на получение водительского удостоверения не научился пользоваться зеркалами заднего вида и поворотниками. Или не пожелал научиться, игнорируя необходимость постоянного мониторинга дорожной ситуации.

Спорить, кто кому чего должен смысла нет, в данном споре вряд ли когда-нибудь будет достигнуто согласие, обычно стороны настроены крайне агрессивно. Я хочу показать схемы, в которых очень хорошо видно, что если мотоциклисты станут ездить иначе, количество ДТП будет резко возрастать. Причем, «виноваты» в этом будут автомобилисты. Да, вина в кавычках, потому что по правилам дорожного движения будут виновны именно они, а по правде – наверное, никто не виноват, просто ситуация такая.

Схема 1. Мотоцикл находится на середине своей полосы.

Зеленые линии показываю зону, находясь в которой водитель одной из зеленых машин могут «вдруг» осознать, что перед идущей впереди машиной есть двухколесное транспортное средство. При этом не стоит забывать, что он уже набирает ускорение и хочет успеть прежде, чем синий автомобиль впереди успеет это сделать за него. На самом деле не так редко происходит подобное – мотоциклист, который решил ехать посередине своей полосы. С один и тем же человеком это происходит 3-4 раза в день. И если он идет в средней полосе, то на его место могут начать претендовать сразу два автомобиля, при чем, одновременно. Тогда у байкера не остается маневра для того чтобы уйти от столкновения. И, заметьте, сейчас он – самый законопослушный из всех участников.

Поэтому он часто ездит на моте по-другому.

Схема 2. Байкер занимает правую колею. Почти то же самое, что и левую.

Теперь его видят те, кто едет в правом ряду. И он уязвим по отношению к тем, кто находится слева, при чем зона обзора, где он уже заметен, явно сократилась. Все же такая езда на мотоцикле более безопасна, так как можно отслеживать, что происходит слева. Но отрицать, что это опасно смысла нет. Какие у байкера есть способы себя защитить? Путем исключения возможности перестроения с левой стороны.

Схема 3. Байк занимает правую колею крайнего левого ряда.

Это условно безопасная схема. Условно – потому что на практике остаются люди, которые любят обгонять по встречной даже под страхом лишения прав. И если уж пошел такой разговор, то делается это с максимальным ускорением, и достаточно внезапно. В таком случае шансы ускользнуть стремятся к нулю, и столкновение практически гарантировано.

Следующая компоновка прямо не запрещается правилами, но сильно нервирует автомобилистов и является мощным аргументом в спорах о том, как эти мотоциклисты достали и не правы.

Схема 4. Движение в полосе между автомобилями.

Боковая дистанция между автомобилем и мотом существенно ограничена. И объясняется это просто – погрешность восприятия расстояния между машинами с водительского места составляет приблизительно 10-20 см, и это притом, что расстояние приблизительно 30-40 см. Но для байкера погрешность восприятия – 3-5 см. От зеркала до зеркала у него всего есть 50 см (как правило, это самая широкая часть байка). И да, там где автомобилист думает, что сейчас произойдет столкновение, для мотоциклиста еще остается достаточное пространство для маневра.

Посмотрите на изображение: мот могут видеть все потенциальные участники контакта. Следующий вопрос, видят или нет, но в предыдущих случаях всегда есть те, кто лишены такого обзора. Помните, я говорил слово «виноваты» в кавычках.

Самый опасный для байкера автомобиль - синего цвета на данном изображении, он идет как раз позади него. Из-за погрешности после того как мот его обогнал, водитель может подумать что места по-прежнему хватает - для двухколесного коллеги. И это оттого, что реальное расстояние он не чувствует, и правое крыло – это точка, за которой видимость уже снижается, и в связи с этим шансы ДТП растут.

Что делать? Выход только один – ехать на мотоцикле быстрее потока. Это дает отрыв от опасной синей машины, которая дышит в затылок, но в данном случае остается угроза внезапного маневра со стороны впереди идущей синей машины.

И здесь самое интересное: если автомобилисты перестанут пренебрегать простым незыблемым правилом пользования поворотниками и задними зеркалами при каждом маневре, то от этого выиграет каждый. Байкер знает о том, что водитель собирается поворачивать, водитель видит байкера, все чудесно. Но в жизни бывает по-разному, и не всегда это так, как следовало бы. Поэтому риск все же остается, но он сопоставимо ниже, чем показано на предыдущих изображениях. Возможные опасности находятся в поле зрения мотоциклиста – при наличии маломальского опыта успеть разгадать, что предпримет водитель впереди, и уведомить его о том, что он не сам здесь, не так уж сложно.

Хочу еще сказать: громкий звук мотора на самом деле служит неплохую службу всем. Кроме всего прочего, участники имеют дополнительный сигнал о присутствии байка. Впереди идущий автомобиль может вовремя его заметить и не сделать ошибки.

Таким образом, становится очевидно, что манера вождения мотоцикла между машинами – на самом деле способ остаться целым для его владельца. Да, стоит признать, что на дороге встречаются и те, кто увлекается в ущерб здравому смыслу. С непривычки такое может раздражать, но ведь теперь становится ясно, что это делается для того, чтобы не создавать проблем. На самом деле это является разумной альтернативой в некоторых ситуациях.

С другой стороны, упорная езда на мотоцикле в своем ряду, чтобы доказать всем, что пора внести правки в свод правил, может слишком дорого обойтись энтузиастам. Возникает разумный вопрос: сколько должно произойти столкновений с травмами, переломами, увечьями и смертями, чтобы, наконец, эта надежда оправдалась?

Ездить между рядами часто вынуждает именно дорожная ситуация и стремление соотечественников успеть и перестроиться, сэкономив полметра. И пока будет так, я буду перестраиваться между рядами. Ведь между чужим недовольством и собственной жизнью не так уж сложно выбрать. И кто сможет меня в этом упрекнуть?

Прочитано 4000 раз
мотошкола
Вы здесь: Главная Советы Езда между рядов: разумная грань безопасности или нарушение правил.